Деньги южных морей

Опубликована: 05.05.2010
Сдвоенная статуэтка женщины с ребёнком, украшенная ожерельем из раковин каури. Племя яруба. Нигерия. XIX в.Путём обмена на другие товары раковины каури распространились на огромные расстояния. Их обнаруживают в континентальных регионах далеко от морей.

      Еще недавно на островах Океании и Юго-Восточной Азии царил первобытный уклад. По его уцелевшим остаткам учёные могут судить о жизни людей тысячи лет назад. в том числе ио за¬рождении товарно-денежных отношений. Как и везде. на островах южных морей эти отношения первоначально строились на обмене. Даже если маленькая деревня сама обеспечивала себя всем необходимым, она должна была налаживать связи с соседями. Во время встреч гости и хозяева обменивались подар¬ками, зорко следя, чтобы ценность приношении была одинаковой — иной вариант считался оскорбительным и мог привести к войне. Если у жителей одной деревни находилось что-то. чего не было в другой, стороны вступали в сделку по принципу «ты мне, я тебе».

Разные по размеру связки каури. Одна раковина почти никогда не использовалась как платёжное средство. Обычно их соединяли вместе по нескольку десятков и даже сотен штук.

     

 

 

 

 

 

 

    Главным предметом такого торга поначалу были женщины. Как правило, все жители деревни состояли в родстве, и браки между ними вели к вырождению, поэтому жён старались брать из других селений. Подобное сватовство сопровождалось дарами, самым дорогим из которых были свиньи — единственные домашние животные на большинстве островов Океании. Они стали первой и ценнейшей валютой островитян.

     Но свиньи тоже были разными — молодыми и старыми, тощими и упитанными. Чтобы свести их стоимость к единому знаменателю, на некоторых островах Меланезии ввели чинные деньги». Так назывались связки раковин, стеклянных бус, собачьих зубов пли свиных хвостиков. На эти «деньги» покупали свиней, чтобы заплатить за невесту. Связки, которые сегодня можно встретить только в музеях, достигали внушительной длины 12 м.

     Свиньями взимали штрафы за проступки, а пара хрюшек для общего котла часто служила наиболее весомым аргументом при выборе вождя. В XIX в. на Новой Гвинее человек не мог жениться, не имея пять-шесть свиней, ко-торыми следовало уплатить за невесту. Чтобы добыть выкуп, папуасы нани-мались на плантации белых фермеров. Выручка в фунтах или долларах шла на покупку у охотников диких кабанов, пойманных в лесу. С ними жених гор-до возвращался в родную деревню.

     Постепенно древние традиции отмирали. Ныне на Новой Гвинее животных для выкупа невесты не ловят в лесу, а выращивают в своём хозяйстве. Чтобы таких свиней не спутали С дикими, у годовалого поросёнка выбивают верх¬ние резцы, и тогда нижние клыки у него вырастают большими и загнутыми. В некоторых племенах пошли дальше — стали считать валютой сами загнутые клыки. А отсюда уже один шаг до настоящих денет. Этот шаг был сделан много веков назад жителями тех островов, где за товары и услуги платили раковинами каури (cyprea moneta). Небольшие гладкие ракушки с древнейших времен были известны во многих регионах мира: в Индии, Китае, Африке, да и в Древнем Руси. Их использовали в качестве не только украшений, но и денег. Китайский иероглиф «деньги», возникший за 1200 лет до повой эры. сначала обозначал именно раковины каури, а в Гвинейской Республике название «каури» до сих пор носит разменная монета. В основном «ракушечные деньги» распространялись по миру с песчаных отмелей Мальдивских и Лаккадивских островов в Индийском океане. Но в Океании каури добывают в другом месте — на Ауки, одном из Соломоновых островов. На этом крошечном кусочке суши 400 жителей, и их единственное занятие — изготовление «денег».

     Выловленные из моря раковины каури отнюдь не являются готовыми к обращению. Нужно немало потрудиться, чтобы придать им товарный вид. Этим занимаются женщины, пока мужчины извлекают раковины из пучины. Сначала на местном «монетном дворе» улов сортируют, выбрасывая негодные или слишком маленькие ракушки. Потом их разбивают каменным молотком и придают каждому обломку более или менее круглую форму. Получившиеся заготовки долго шлифуют на кус¬ке известняка, политом водой. Наконец, в монетах сверлят по отверстию и нанизывают на шнурок. Обычной «денежной единицей» выступает связка в 400—500 кружков длиной 90 см. Достоинство каури различается ещё и по цвету. Самые мелкие деньги делают из чёрных раковин, чуть крупнее – из коричневых, а ценнее всего красные раковины ронго, которые добывают на большой глубине. В действительности они песочного цвета, а красными делаются от долго¬го «поджаривания» на раскалённых камнях, что тоже требует немалых усилий.

     Ценность красных каури пришлось узнать и европейцам. В конце XIX в. стало известно, что папуасы добывают в горах Новой Гвинеи золотой песок. Деньги им были не нужны, но они соглашались обменивать золото на свиней. Этих животных можно было ку¬пить в прибрежных деревнях в обмен на раковины. Поэтому бе¬лые плыли на Ауки, меняли там каури на джин и ткани, покупа¬ли свиней и отвозили их папуасам, получая за это золотой песок. Кого-то сложная торговля обогатила, но большинство искателей удачи нашли последний приют на дне океана или в желудке у людоедов – жители Соломоновых островов до недавнего времени оставались каннибалами.

     Самые необычные деньги изобрели на острове Яп в Каролинском архипелаге (теперь это Соединённые Штаты Микронезии). В прибрежных водах острова нет раковин каури, зато на соседнем Палау хватает известняковых плит. Ещё в незапамятные времена жители Япа на боль¬ших каноэ навещали Палау и привозили оттуда каменные «деньги» под названием «фе». У этих огромных жерновов в середине есть отверстие, так что «монету» можно было на палках донести до лодки и вынести из неё. Номинал «фе» зависит от величины — самые большие экземпляры достигают 2,5 м в диаметре и веса 5 т. Островитяне не боятся воров, ведь, чтобы украсть их деньги, нужен но меньшей мере трактор. При торговой сделке достаточно договориться о переходе фе к новому владельцу, не сдвигая с места саму каменную «монету».

«Деньги» из листьев табака. США. XVIII в. В разное время люди применяли листья растений в качестве своеобразных купюр. Так, в средневековом Китае в ходу были листья чая, а в штатах Виргиния и Мэриленд (США) – табачные.

     Единицей платежа на Соломоновых островах ещё в 70-х гг. XX в. был 90-сантиметровып шнур с белыми кружка¬ми (галиа), который соответствовал 25 австралийским центам. Связка из четырёх таких шнуров (фура) стоила один австралийский доллар. Высший номинал белой «валюты» — десятифуровая связка исаглиа тянула на 10 дол¬ларов. Красные «деньги» были намного дороже: десяток составленных из них шнуров оценивался в 50 долларов, и им могли владеть только богачи Чешский этнограф Мирослав Стингл писал: «Я имел возможность убедиться, что соломонцы, отработавшие на плантациях, возвращаясь домой, немедленно меняют свою зарплат) на раковинные деньги с острова Ауки, к которым питают доверие неизмеримо большее, чем к долларам и фунтам».

     Несмотря на свою устойчивость, каменная «валюта» не смогла уберечься от инфляции. В 70-х гг. XIX в. у берегов острова потерпел крушение один капитан, ирландец Джеймс О’Кифи. Пожив у туземцев, он познакомился с местными обычаями и быстро понял, какую выгоду можно из них извлечь. Выбравшись с Япа. О’Кифи нанял шхуну и начал возить на ней с Палау заготовки для фе, используя стальные инструменты, а потом и динамит. На Япе он менял эти заготовки на копру —волокно кокосовых орехов, из кото-рого делали ценное пальмовое масло. Скоро на острове началась инфляция, но япцы справились с ней быстрее, чем это делают западные правитель-ства. Совет старейшин потребовал, чтобы О’Кифи привозил им строго ограниченное количество фе, причем добывать их должны были только сами аборигены. Взаимовыгодная торговля продолжалась несколько лет, пока в 1897 г. остров не захватила Германия. Скоро оккупационные марки вытеснили каменные «деньги», и сегодня фе сохранились только как приманка для туристов.

     В разных уголках света существовало ещё немало экзотичных средств платежа. На острове Калимантан за товары платили коровьими черепами, в Эфиопии – брусками соли, в Конго — железными наконечниками копий. В других регионах в ход шли зубы акул и собак, птичьи перья и деревянные палочки, покрытые резьбой. Сегодня всё это в прошлом – металлические кругляшки и прямоугольники цветной бумаги проникли в самые отдалённые места. А удивительные «деньги» южных морей сохраняют интерес только для учёных и коллекционеров

Отзывов нет »

Комментариев пока нет.

RSS-лента комментариев. Адрес для трекбека

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.