У истоков торговли
Деньги варварских племен
Сосуд эпохи неолита, покрытый орнаментом при помощи прижигания к сырой глине краёв раковин каури. Такие вместительные горшки предназначались для хранения продуктов питания. Гранада. Испания. VIII—III тысячелетия до н. э. |
Проходят веки. На смену эпохе «дикости», родово¬го строя, приходит пора «варварства». Уже в ка¬менном веке, неолите, люди осваивают земледелие, затем и скотоводство. Наступает час для открытия металла. Постоянная борьба за существование теперь сменилась размеренным, пусть и нелёгким, сезонным трудом. По завершении работ требовалось оставить запасы. Знаком того, что отнюдь не всё добытое съедалось сразу, для археологов служат глиняные сосуды в перво¬бытных поселениях. Они считаются определяющими при отделении «дикости» от «варварства». Где запасы, там в конечном счёте и излишки. А иззлишком можно распорядиться по собственному усмотрению. Так обмен становится весьма оживлённым.
Двусторонний жезл индейцев племени черноногих. XIX в. |
Племена начинают теснее общаться между собой, образуют большие союзы. Появляется первобытная «дипломатия», а обмен становится важнейшим её средством. Ни один посланец не отправлялся в соседнее племя без даров. И ни одно племя, желавшее дружбы с соседями, не отказалось бы одарить посланца или, самое меньшее, устроить для него угощение. Обмен дарами и совместный пир скрепляли договоры, прекращали войны и кровные распри.
Постепенно земледельцы втягивают в систему обмена соседние охотничьи племена. Гак. например, африканские пигмеи, использовавшие орудия исключительно из дерева, получали металл или металлические изделия от соседей. В обмен земледельцы получали мясо, дерево, лекарственные растения. Нередко такой обмен основывался па своеобразном разделении труда. Например, в Северной Америке известны ситуации, когда одна индейская община занималась собирательством, а другая — рыболовством, и в рамках племени шёл оживлённый обмен плодами труда.
Еда как предмет обмена у «варваров» постепенно уходит в прошлое. Главной ценностью становятся полезные вещи: орудия труда, утварь – всё, что умели делать соседи, но не всегда люди «своего» племени. Первым торговцем и менялой был ремесленник. Вся жизнь племени строилась на сложной системе взаимного обмена. Кто-то отливал металлические орудия и оружие, кто-то изготовлял воск… Общины не могли существовать друг без друга, и обмен укреплял племенное единение.
На островах Океании, в Меланезии подобный обряд выглядел гораздо сложнее и занимал больше времени. Постоянно продол-жавшийся обмен «престижными- украшениями представлял собой цикл церемоний, носивший название «кула». В обмен была включена цепочка людей, и обменивались не общины, а их наиболее зажиточные члены. Участники кулы становились знатными людьми. Со временем они составили правящую касту островов. Происходил ритуальный обмен браслетов муалп. изготовленных из раковин белого цвета, на ожерелья сулава, тоже сделанные из раковин белогоцвета. Муали передавались по обменной цепочке широким кругом, с запада на восток. Навстречу им, с востока на запад, двигались сулава. Под конец они возвращались в первоначальную точку обмена. Обладатель этих украшений не имел права долго задерживать их у себя. получив ценность, он был обязан передать её дальше.
Индеец, показывающий пояс из раковин соплеменникам. Цветная литография. 1885 г. |
Нередко обмен сопровождался пышным ритуалом. У североамериканских индейцев пома существовало разделение труда между приморскими рыболовами и живущими в глубине материка собирателями желудей. Пару раз в году одни общины гостили у других. Устраивались пиры, где хозяева выставляли угощение и одаривали пришельцев, а гости подносили связки раковин. Обладание как можно большим числом раковин считалось почетным. Спустя какое-то время гости становились хозяевами. Раковины возвращались туда, откуда ушли.
Фигурка человека эпохи неолига, найденная в 1983 г. в Судане. 6800 г. до н.э. |
По условиям кулы браслеты не обменивались непосредственно на ожерелья. Их следовало менять на пищу и ремесленные изделия. Так, благодаря куле полезные вещи достигали самых отдалённых островов. «Цены» на орудия труда, добычу рыболовов, продукты земледелия были определены в муали и сулава. В приведённом случае наблюдается не просто товарный обмен, а зарождение денежного обращения. Правда, муали и сулава ещё не совсем деньги, даже не «первобытные деньги». Обмен в глазах жителей островов оправдывался полурелигиозным ритуалом, вне его ожерелья и браслеты не имели никакой ценности.
Именно обмен дарами положил начало денежному обращению. «Престижный» товар чаще всего становился «общим эквивалентом», т. е. деньгами — тем, что меняется на что угодно. Постепенно, шаг за шагом, обмен даров на другие предметы, на пищу и орудия труда переходит границы ритуала, становясь непременной частью повседневной жизни. Так рождались деньги.
Со временем в сферу обмена втягиваются всё новые и новые племена. Возникают первые рынки. На них нередко собирались тысячи людей со своими товарами и торговцы перекупщики, которые меняли добытый по родовой «льготе» товар на привезённое «чужими» -конечно, уже с выгодой для себя.
|
||
|