Транспортный сертификат на 5 рублей 1923 года
В 1923 году в России возникли проблемы с обналичиванием мелких и средних сумм денег для госпредприятий и муниципальных учреждений. В целях решения этой проблемы были введены так называемые транспортные сертификаты Народного комиссариата путей сообщения (НКПС). В наше время их назвали бы беспроцентными заемными обязательствами. Пользуясь ими можно было совершать железнодорожные и водные поездки и перевозки. Транспортный сертификат был выполнен в кремовых тонах и имел следующие размеры: 18,2 сантиметров в ширину и 10 сантиметров в длину. Его нарицательная стоимость равнялась 5 рублям золотом. На лицевой стороне транспортного сертификата были указаны его наименование, достоинство, год, срок действия, состав обеспечения займа, серия и номер, приведены факсимильные народного комиссара путей сообщения Ф.Э. Дзержинского и народного комиссара финансов Г.Я. Сокольникова. На самом сертификате присутствовало изображения поезда. В верхнем левом углу находился герб РСФСР, а в верхнем правом – скрещенные топор и якорь (эмблема НКПС). На оборотной стороне транспортного сертификата была процитирована выписка из резолюции, в которой говорилось о порядке обращения данных обязательств НКПС.
|