Зарождение денежного обращения
Эпоха варварства… Эпоха легендарных героев, кровопролитных войн, великих переселений и важнейших открытий, плодами которых мы пользуемся до сих пор (вспомнить хотя бы металл и колесо, умение обрабатывать землю и пасти скот). Миновали века натурального обмена. И на смену ему пришла настоящая торговля. А вместе с ней — денежное обращение. Таким образом, и деньги тоже родом из варварской древности. Правда, это ещё «первобытные деньги», или, говоря языком научных трудов, «товаро-деньги». Так называют предметы или продукты, которые служили аналогом современных денег, т. е. ценой любого товара, «всеобщим эквивалентом». Их вариантов бесчисленное множество, в зависимости от условий жизни, быта, климата и широты общения с внешним миром. Все человеческие общества на пути к цивилизации и “нормальной» денежной системе прошли через стадию товаро-денег.
Ножи для жертвоприношения, украшенные перламутром, раковинами и обсидианом, с рукоятками из натуральной смолы. Мексика. XVI в. |
Наиболее распространённым предметом обмена являлись орудия труда. Их варвар, будь он земледельцем, рыболовом или скотоводом, стремился добыть у соседей в первую очередь. Они же и стали древнейшими товаро-деиьгами.
В каменном веке по Европе широко распространились кремниевые топоры. Среди них попадаются огромные, неподъёмные экземпляры. Вес некоторых достигает 40 килограммов! Но именно эти громады, которыми невозможно ничего рубить, обнаружены археологами за сотни километров от своей «родины» в отличие от обычных кремниевых топориков, использовавшихся в повседневном труде. Продукция кремниевых мастерских с острова Рюген или кремниевые кинжалы из Гран-Пресиньи в нынешней Франции расходились на 200—800 км от места изготовления. И это при отсутствии иных средств передвижения, кроме пешего хода и примитивных лодок. Складывается впечатление, что мастера по кремнию работали исключительно на «экспорт».
Чтобы стать основным средством обмена, обычные орудия труда не очень годились. Другое дело – их «престижные» копии, сделанные особенно умелыми мастерами. Такие копии изготовлялись изысканно, по первобытным меркам, либо, наоборот, поражали гигантскими размерами, пусть и выглядели грубовато. Даже непригодные для труда, эти вещи становились предметом гордости знатных людей — ценным даром, за который можно было «купить» немалодействительно полезного добра.
Кремниевые топоры считались «престижными», само обладание ими являлось знаком власти и богатства, превращая обыкновенное орудие труда во всеобщий эквивалент — подобие денег. В Скандинавии их даже сохраняют в кладах.
Кремниевый топор был не единственной «валютой» для древних европейцев. В Северной Италии, например, делали миниатюрные топорики из зелёного камня, расходившиеся на расстояние до 600 км. На юге Апеннинского полуострова найдены обсидиановые пластины, по форме напоминающие топоры. Ни то ни другое, по-видимому, не имело хозяйственного применения. Учёные предположили, что топорики и пластины носили в качестве украшений и использовали для обмена. Впрочем, Италия отличалась разнообразием товаро-денег. В этом качестве здесь выступали небольшие сосуды с утончённым орнаментом.
Зоны распространения кремния и обсидиана встречались на границе современных Польши и Словакии, где в позднем каменном веке шёл оживлённый обмен сырьём. Когда в Европе была открыта медь, то и «престижные» топоры стали изготовлять из неё. Археология рассказывает не только о появлении новых товаро-денег, но и о первоначальном недоверии к ним современников — обычное дело в истории денежного обращения. В той же Италии долгое время продолжали пользоваться для обмена кремниевыми и обсидиановыми топорами, а медные расходились не более чем на 150 км от мастерской. Перелом наступил в III тысячелетии до н. э., когда по Европе расселились индоевропейцы — предки нынешних её обитателей. У них средством обмена служили искусно отлитые, массивные боевые топоры из меди и бронзы. |
|||
|
Поскольку обмен настоящими орудиями начинает со временем казаться слишком громоздким, их заменяют изображениями. Настоящие металлические топоры у народов Европы уступают место небольшим медным копиям. Такие медные топорики получали в награду герои 1омера в «Илиаде». В Китае вместо настоящих лопат в обращение входят небольшие «лопатки» — древнейшие-китайские монеты би, хорошо известные археологам и нумизматам. Но это были уже не товаро-деньги, а «настоящие» деньги. |
|||
|
Еда |
Если орудия труда являлись для «варваров» наиболее распространённым предметом мены, то древнейшим таким предметом была пища. Продукты земледельцев, скотоводов, рыбаков оставались самым простым средством обмена вплоть до появления настоящих денег. Они не пользовались таким престижем, как топоры или украшения, но соотносились с ними в цене. Самой распространённой формой «продовольственных» денег был живой скот. Даже у тех народов, которые уже добывали металл, скот оставался «всеобщим эквивалентом». Стоимость земли, любой вещи измерялась количеством скота. След подобных представлений долго сохранялся в языках разных народов. У древних славян любое имущество и всё достояние в совокупности именовались скотом. В Киевской Руси княжеская казна носила название «скотница». |
|||
|
Как правило, «живыми деньгами» служил рогатый скот — коровы и козы. У многих народов корова оставалась символом богатства и главным предметом обмена даже в XX в. Гималайские племена, занимавшиеся свиноводством, использовали в качестве денег своих свиней. Небольшой огород стоил одну свинью. Свинья по цене приравнивалась к бронзовому мечу, завезённому из Тибета и то-же игравшему роль денег. Нередко для разных видов покупок применялись разные «продовольственные» деньги. Например, племя аборигенов с китайского острова Хайнань платило буйволами за землю и повозки, а рисом, который измеряли корзинами, – за орудия труда и украшения. Вообще виды «продовольственных» денег фантастически разнообразны. Так, в Центральной Европе некогда расплачивались за покупки брусками соли, в Монголии использовали для этой цели листья чая. Такие миниатюрные продукты, конечно, были удобнее для «денежного» обращения. Постепенно от «продуктовых» денег отказываются: уж очень зыбкими были установленные в них цены и очень узким ареал их распространения. |
|||
|
Украшения |
Европейцы, столкнувшиеся в пору Великих географических открытий с различными первобытными народами, поражались тому, с какой лёгкостью туземцы отдают им настоящие ценности (даже золото) в обмен на ничего нестоящие побрякушки и кусочки стекла. Однако для туземцев обычно именно эти красивые безделушки и представлялись ценностью. Чем более редкой казалась вещь, тем престижнее становилось обладание ею. Драгоценности и украшения веками использовались вместо денег на огромных просторах Африки и Америки, Океании и Евразии. Они были не столь общедоступны, как продовольственные деньги, и не столь громоздки, как орудия труда. Строго говоря, миниатюрное драгоценное изделие почти идеальный для использования образчик товаро-денег.
|
||||
|
Раковины каури ценились в зависимости от расцветки и величины. Для того чтобы превратить в монеты, их раскалывали на две половинки и подвергали шлифовке в специальных мастерских.. |
Древнейшим сырьём для изготовления украшений служили раковины. Они и стали самым распространённым видом «первобытных денег». Их широко использовали в медном веке в Европе, особенно на крайнем западе, близ Атлантики, и в Средиземноморье, а также па Северных Балканах. Деньги-раковины, нередко искусно обработанные, расходились от побережий по всей Испании. В местности Куэва-де-лос-Тойос найден даже первобытный клад -раковины в каменном горшке.
Яйцеобразные раковины морских моллюсков каури хорошо известны населению берегов Индийского океана от Африки до Индии. Центр их добычи – Мальдивские острова, откуда этот вид моллюсков некогда и расселил¬ся до далёких взморий. Раковинами каури расплачивались как первобытные племена, так и вполне цивилизованные народы Восточной Африки и Индии. Других денег они долгое время не знали, а вплоть до начала XX в. и не хотели признавать. Выработался даже курс обмена. В колониальной Индии за одну рупию давали до 12 тыс. раковин. Количество каури измеряли связками или мешочками-«кошельками»: так их и хранили либо нанизывали на длинные шнуры. Лишь в первых десятилетиях XX в. этот способ оплаты отступил под натиском цивилизации
В древнем «королевстве» Конго, на землях Юго-Западной Африки, в качестве главного платёжного средства использовали раковины нзимбу. По мере усиления власти вождя-короля их сбор превратился для его подданных в повинность. Раковины строго подсчитывались и хранились в казне. Только вождь распоряжался ими -будь то выпуск в торговое обращение или пожалование приближённым. Строгий учёт «денежной массы» считался гарантией от сокрытия доходов.
Далеко не все драгоценности были миниатюрными. Такое определение уж точно не годится для весомых «каменных» денег с островов Палау в Океании. Эти огромные камни, обтёсанные под жернова, водружались перед домом в знак благополучия его обитателей. Чем больше стояло у входа подобных камней, тем более богатым и знатным считалось проживающее здесь семейство. Камни-жернова со временем стали на островах главным средством обмена.
Другой пример денег-драгоценностей — меха. Многие народы Севера и Сибири вплоть до Нового времени не знали иных «денег», кроме «меховых». Тщательно обработанные шкуры соболя и песца, тигра и медведя счи-тались основной ценностью в приполярных и таёжных землях. Чем труднее добывался зверь, тем выше был «номинал» его меха. С приходом цивилизации древние обычаи не исчезали. «Меховые» деньги гласно, а затем негласно имели хождение на огромных просторах Восточной России вплоть до середины XX в.
Использовались для «денежного» обмена и металлические украшения. Так, в альпийских долинах деньгами некогда служили медные бусины. Подобно раковинам каури, их носили нанизанными на длинные шнуры. На заре Средневековья в Восточной Европе широко расходились фигурные, тщательно выполненные застёжки для плащей — фибулы. Нередко они представляли собой настоящие произведения искусства. Изготовление фигурных фибул из драгоценных металлов началось в мастерских германских племён. Они были популярны среди наёмников Византийской империи, служивших на Дунае. Так фибулы заимствовали сосед¬ние племена, в том числе славяне — анты. Антскую культуру прославили изящные пальчатые фибулы — застёжки в форме человеческой фигуры с расходящимися от головы пальцами-лучами. Они и являлись товаро-деньгами для многочисленных соседей антов с севера и востока — вплоть до финно-угорских племён Поволжья. Еще один дар природы — янтарь имел хождение в качестве денег на другом конце Старого Света, в Северной Европе. В Дании предки нынешних скандинавов использовали его наряду с главной европейской «валютой тех веков — кремниевыми топорами. Янтарь находят в погребениях и кладах за сотни километров от балтийских земель, где он только и добывался. |
|||
|
Со временем на смену металлическим украшениям и изделиям приходят обычные металлические слитки. Они считались драгоценностью уже сами по себе. Цена их определялась на вес, устанавливалось сложное соотношение между разными металлами. Медные слитки с устойчивой ценой хорошо известны, например, на юге африканского континента. Именно металлические слитки или пластины — золотые, серебряные, медные, железные, гривны у славян, марки у германцев — являлись главным средством денежного обращения в «варварской» Европе в предмонетный период. Монеты сменяют их постепенно, в основном в Средние века. Некоторые народы (например, русские в XI—XIV вв.) могли возвра-щаться к слиткам вместо денег. Но слитки бытовали тогда уже наряду с деньгами «настоящими» И неизбежно в итоге вытеснялись ими. Такова была судьба и всех товаро-денег, которые у цивилизованных народов уступили место привычным деньгам. |
|||||
|