Муза по имени Номос
С |
реди муз, спутниц бога Аполлона, одна покровительствовала истории. Её звали Клио, и со временем она обзавелась помощницами. По мере того как рассказ о прошлом превращался из искусства в науку, от общего «тела» истории отделялись вспомогательные (специальные) исторические дисциплины. В их большую семью входит и нумизматика — наука о монетах. Совсем недавно у нас появилась младшая сестра — бонистика, изучающая бумажные деньги, или боны(заменители денег).
Представьте себе, что к любителю старины попала в руки серебряная монета XVIII в. Если этот антиквар никогда не увлекался нумизматикой, не был коллекционером, не изучал историю денежного обращения, то, налюбовавшись изысканной красотой монетного диска, он начнёт искать специалиста. Ведь не так просто определить, что за беглянка из сумрака времён материализовалась
в XXI столетии, ещё сложнее указать степень её редкости и коммерческую цену. Наконец, в каждом солидном собрании монет — как в частном, так и в музейном — у любого экспоната есть свой паспорт, т.е. подробное описание. А это серьёзная работа.
Русские монеты Ивана IV Грозного и Бориса Годунова. XVI в. |
Для определения монет существуют каталоги. Но нет универсального, для всех стран и времён, более того, чем «шире» временной диапазон каталога, тем менее он точен. Любая
книга подобного рода снабжена фотографиями монет (или высококачественными прописями) и таблицами. Отыскав фотографию нужной монеты (соответствие должно быть стопроцентным), следует обратиться по её номеру к соответствующей таблице, где указано, в какой стране, городе, на каком монетном дворе, при каком правителе и когда эту монету изготовили. В коммерческом каталоге в таблице будет приведена цена монеты на современном нумизматическом рынке. Следует обратить внимание на одну особенность коммерческих каталогов: цена изменяется в зависимости от состояния памятника. Существует очень строгая «иерархия» состояний — от удовлетворительного до идеального, т. е. такого, при котором монета была явно исключена из обращения и чудом дошла до наших дней нетронутой
Читая и составляя описания монет, знакомясь с научной литературой, нельзяобойтись без знания терминов, связанных с денежным обращением. Само название «нумизматика» произошло от греческого слова «номос», т. е. «закон», «законное платёжное средство», и производного от него «номизма» разновидность древних монет. Эта наука изучает историю монетной чеканки и денежного обращения.
Весы для взвешивания драгоценных металлов. Гравюра из книги Г. Агриколы «О горном деле и металлургии». Базель. 1561 г. |
Допустим, та денежка, с которой мы начали рассказ, изготовлена из серебра. Но из какого? В таких случаях говорят о пробе и стопе. Проба показывает содержание драгоценного металла в сплаве. Примесь к благородным металлам в сплаве именуют лигатурой. Из чистого золота или серебра деньги почти никогда не изготовлялись. В настоящее время используют метрическую систему проб. Это значит, что масса золота или серебра составляет в изделии сколько-то тысячных долей — промилле. Тогда если «неблагородные» добавки в сплаве составляют 30 %, то на драгоценную часть падает 70 %, иными словами, 700 промилле. В просторечии говорят: «Золото или серебро семисотой пробы». Существуют иные системы проб: «золотниковая» — для золота и серебра, лотово-грановая — только для серебра и каратная — только для золота. Однако они постепенно уходят в прошлое.
Полный вес монеты принято называть общим весом. А долю в нём драгоценных металлов – частным весом. Очень важным понятием для денежного обращения, особенно старинного, являлась «стопа», т. е. количество монет, которые чеканились из пуда металла. Например, с 1762 г. в России из 1 пуда меди изготовляли монет на 16 рублей (16-рублёвая стопа). Если указанное правительством соотношение не выполнялось, значит, кто-то из чиновников был нечист на руку, и его ждало суровое наказание. Точное определение стопы – фундамент денежного обращения. Ошибка, воровство, беспечность в данном вопросе могли привести к финансовому кризису.
Древний (аверс и реверс). Эмден. Германия. 1020—1051 гг. В Средневековье денарий был самой распространённой монетой. В Германии его называли пфенниг, в Англии – пенни, а во Франции – денье. |
У любой монеты есть лицевая сторона, оборотная и торец, который правильнее называть словом «гурт». Лицевую сторону именуют «аверс» (or лат. adversus— «обращенный лицом»), а оборотную — «реверс» (от лат. reverter — «я переворачиваю назад», «возвращаюсь»). Различить их иногда непросто. На аверсе помещают герб, эмблему, символ организации, берущей на себя ответственность за то, что эта монета — законное платёжное средство. Иногда герб заменялся портретом правителя, его именем, изображением бо¬жества – покровителя города или царской династии, даже просто атрибутом бога. Так, греческую Афину повсюду сопровождала сова — символ мудрости, поэтому на мо¬нетах Афин чеканилось изображение
совы. Для определения лицевой стороны монеты не важно, где проставлено обозначение её номинала (достоинства), однако чаще всего его помещают на реверсе.
Золото — символ солнца. Гравюра из книги Г. Ван Фризвика «Зелёный лев, или Свет философов». Амстердам. 1674 г. |
Знание этих терминов поможет лучше понять рассказ о прошлом денежного обращения и его сегодняшнем дне. Книга по¬священа деньгам мира — самым знаменитым монетам, их подделкам, кладам, а также финансовым империям и особенностям влияния денег на ЭКОНОМИКУ Это не нумизматический словарь и тем более не каталог монет, а первое на российском рынке научно-популярное, богато иллюстрированное изда¬ние, предназначенное для широкого круга читателей.
В статьях уделено внимание технике производства монет с древнейших времён до современности. Особое место отведено безмонетному периоду в истории человечества, когда денежное обращение только зарождалось и существовало в непривычной для нас форме. В настоящее время благода¬ря банкам и кредитным карточкам безмонетное обращение вновь возвраща¬ется, и интерес к его истокам вполне оправдан.
Задача статьи — не только расска-зать о монетах или бумажных купюрах, а рассмотреть деньги как явление миро¬вой истории и экономики, как особый культурный феномен. Это обусловило сложность и многогранность вошедших в книгу материалов, ведь муза Номос имеет два лица, одно из которых об¬ращено к науке, а другое — к искусству.
Исторический раздел представлен статьями о монетах древнего Китая Финикии Греции, Рима, Византии, средневековой Европы, итальянских торговых республик,
России. Не менее интересно узнать, какие монетные металлы используются для изготовления денег; как приток золота поддерживает или подрывает хозяйство раз-ных стран; о витках инфляции и о том, как в кризисные времена правительства сами «портят» деньги, оказываясь по отношению к гражданам ещё большими фальшиво¬монетчиками, чем воры, преследуемые законом.